19 dekabr 2020-ci il
Карабах-Жемчужина Азербайджана
Tağıyeva Sabina
“Tarix-nəzəriyyə” fakültəsi
Musiqişünaslıq ixtisası IV kurs tələbəsi
Карабах-Жемчужина Азербайджана
Территория Карабаха имеет очень древнюю историю. Обогатившая сокровищницу Азербайджанской музыкальной культуры своими уникальными жемчужинами.Карабахская музыка имеет свои многовековые традиции. Важное место занимают в карабахском музыкальном искусстве мугамы, народные песни, танцы, ашугское творчество.По сравнению с другими городами Азербайджана, Шуша прославилось гораздо большим количеством музыкантов, певцов, танцоров. Смело можно сказать, что Шуша явилось родиной такого большого количества талантливых музыкальных деятелей,каким может похвастаться не всякая государство.Шуша – родина Хуршудбану Натаван, Мир Мохсуна Навваба, исполнителей Харрата Гулу, Гаджи Гюсю, Садыхджана, Джаббара Гаръягдыоглу, Кечячиоглу Мохаммеда,Ислама Абдуллаева, Сеида Шушинского, Рашида Бехбудова, Мешеди Джамиля Амирова, Гурбана Пиримова, а также композиторов Узеира Гаджибекова, Зульфугара Гаджибекова, Фикрета Амирова, Ниязи, Афрасияба Бадалбейли, Солтана Гаджибекова, Ашрафа Аббасова, Сулеймана Алескерова и т.д.Шуша и родина знаменитого азербайджанского оперного певца Гусейнгулу Сарабского.
Гусейнгулу Сарабский.
В преддверии праздника Новруз в 1879 г. в семье рабочего-нефтяника родился знаменитый бакинский тенор, артист оперы, режиссер, драматург, педагог, театральный деятель Гусейнгулу Мелик оглу Рзаев (Сарабский), в будущем народный артист АзССР.Родители мальчишку отдали на обучение к мулла-баджи — изучать Коран. Но, как оказалась, к арабскому языку мальчишка был совершенно не способен. Гусейнгулу наотрез отказался ходить к мулла-баджи и бросил такую «науку».Как бы сложилась его дальнейшая судьба, не попади он в 1891 г. в 12-летнем возрасте на театральное представление — неизвестно, но случилось то, что случилось: мальчик увидел постановку азербайджанских актеров-любителей под названием «Хан Сарабский» по мотивам пьесы Мирзы Фатали Ахундова «Визирь Ленкоранского ханства».Впечатление от пьесы настолько перевернуло его жизнь, что впоследствии своим псевдонимом он выбрал именно эту фамилию: Сарабский.Был он матросом грузового судна, и рабочим на строительстве электростанции.Он поставил себе цель — добиться в жизни другой доли и начал посещать бесплатные вечерние общеобразовательные курсы для бедных, где в числе прочего изучался и русский язык. Курсы были организованы легендарным Гаджи Зейналабдином Тагиевым. На сцену влюбленный в театр Гусейгулу в первый раз вышел в 1902 г. — в возрасте 23 лет. Его первым сценическим опытом была роль Расула в пьесе Наримана Нариманова «Шамдан-бек».Спектакль был поставлен труппой Н.Нариманова. Впоследствии (с 1902 до 1908 гг.) он играл в ряде спектаклей по мотивам произведений азербайджанских и европейских авторов в этой же труппе и драматической труппе общества «Ниджат». Среди его лучших драматических ролей — Гаджи Салах, Мастали-шах («Визирь Ленкоранского ханства» М.Ф. Ахундова), Жордан («Мосье Жордан и дервиш Местали шах» М.Ф. Ахундова), Шпекин и Ляпкин-Тяпкин («Ревизор» Н.В. Гоголя), Яго («Отелло» У.Шекспира).После роли араба в «Альманзоре» («Альмансуре») Гейне (1907 г.) его творческий талант был оценен особо. В спектаклях Сарабский исполнял также народные азербайджанские песни и мугамы. В 1908 г. Узеир Гаджибейли готовился к премьере своей оперы «Лейли и Меджнун», написанной в 1907 г. Поиск артистов и исполнителей для этой первой в истории восточной оперы вылился для композитора в очень сложную и щепетильную задачу.Неподалеку от гостиницы «Тебриз», где он снимал небольшую комнату, каждое утро раздавалось очень мелодичное пение.Гаджибейли просто не мог не заинтересоваться тем, кто так поет, и, к своему величайшему удивлению,
обнаружил певца, работающим в водоразборной будке у крепостной стены. Услышав этот вокал, Гаджибейли понял, что лучшего Меджнуна ему не найти. В этой роли он выступал в еженедельных постановках в Баку и на гастролях в Тифлисе, Елизаветполе, Эривани, Владикавказе, Тебризе, Реште и Тегеране. Он не играл своего героя, он становился им на сцене, жил его жизнью, чувствами, эмоциями, переживаниями. Он вживался в образ, вряд ли зная что-то о системе Станиславского. Просто играть на сцене и петь для него означало жить. Перед самой премьерой оперы в 1908 г. произошел из ряда вон выходящий случай. Когда автор оперы объявил в афишах, что во время премьеры женщинам-мусульманкам будут предоставлены специальные закрытые ложи (что было невиданным новшеством для того времени!), фанатики, подосланные местным радикальным духовенством, подкараулили в Ичери шехер и жестоко избили исполнителя главной роли — Гусейнгулу Сарабского. Сделано это было в надежде сорвать готовящуюся премьеру. Однако остановить решимость актеров и постановщиков не смогло даже это.Не без трудов собрав 200 рублей для уплаты за аренду театрального помещения, творческая группа добилась-таки реализации своей идеи. Первая азербайджанская опера увидела свет. Кроме того, что он был великолепным певцом, он оказался еще и прекрасным режиссером. Так, до нас дошли сведения о его постановках «Рустам и Зохраб» и «Муж и жена» (1910), «Аршин мал алан» (1913) и даже «Лейли и Меджнун» (1915). Занимался он и общественной работой, с 1920 г. был председателем профсоюза работников искусств Азербайджана. Очень много внимания уделяя национальной музыке, Сарабский был одним из организаторов Первого съезда ашугов Азербайджана в 1928 г.При участии Сарабского был создан Республиканский дом народного творчества, которым он руководил в 1932-1945 гг. В 1923-1926 гг. он основал театральную труппу в Шемахе и драматический театр в Агдаме, с конца 30-х и до 1942 г. преподавал в Бакинской консерватории по классу народного пения и одновременно в Музыкальном училище им. Асафа Зейналлы.Сарабский известен и как талантливый композитор, писатель и драматург. Он автор нескольких пьес («Невежество», «Кто ищет, тот найдет» и «Что посеешь, то и пожнешь»), автобиографических и документальных книг «Воспоминания одного актера» и «Биография актера Г.Араблинского», а также невероятно интересных документальных воспоминаний «Старый Баку». Все, кто интересуются историей Баку, почерпнут из этой книги очень много крайне важных и занимательных фактов. Скончался Гусейнгулу Сарабский 16 февраля 1945 г. от рака горла. Сарабский завещал перед смертью, что желает быть погребенным под звучание арии из оперы «Лейли и Меджнун».