• Bütün bunlara görə Üzeyir Hacıbəyovun yaradıcılığı Azərbaycan xalqının milli sərvətidir. 

    Üzeyir Hacıbəyov şəxsiyyəti Azərbaycan xalqının iftixarı, bizim milli iftixarımızdır.

     

    Heydər Əliyev

     

  • Bəstəkarlar öz əsərlərini yaradarkən, unutmamalıdırlar ki, bizim yaradıcılığımızı xalq qiymətləndirir.

    Çunki xalq yalnız yaradıcı, yalnız bəstəkar deyildir; xalq eyni zamanda misilsiz tənqidçi və musiqi

    əsərlərinin ən yaxşı «istehlakçısıdır», xalq musiqi əsərlərinə diqqətlə yanaşır, yaxşını pisdən seçir.

     

    Üzeyir Hacıbəyli

  • Azərbaycan bəstəkarlıq məktəbinin yaradıcısı, məşhur sovet bəstəkarı Üzeyir Hacıbəyovun musiqisi xalqımızın

    ürəyində yaşayır, onun mə'nəvi həyatını zinətləndirir. Zaman bu böyük iste'dadın qurduğu əzəmətli

    binanı sarsıtmaqdan nəinki acizdir, əksinə, onun getdikcə daha da möhkəmləndiyinə şahid olur.

     

    Qara Qarayev

  • Üzeyir məni özünə xas təmkinlə, çox mehriban bir münasibətlə qarşıladı.

    O gündən başlayaraq, ömrünün axırına qədər ölməz sənətkarın hərarətli münasibətini duydum.

    İlk dəfə şəxsiyyətində hiss etdiyim bu hərarəti get-gedə sənətində də duydum və bütün varlığımla ona bağlandım...

     

    Fikrət Əmirov

    6 iyun 2020-ci il

     Музыка для меня не только профессия, но и часть меня самой.

     Наша беседа с молодой пианисткой Вюсалей Бабаевой состоялась в непривычном для обеих онлайн-режиме (Виват техническому прогрессу!), виной чему стал введенный в стране карантинный режим. Тем не менее, наш разговор получился искренним, насыщенным и интересным. Тем более, что мне довелось слушать игру Вюсали на одном из ее соло-концертов и видеть восторг публики ее исполнительскими способностями. Одно только перечисление достижений 23-х летней Вюсали на сегодняшний день, внушает уважение и восхищение ее целенаправленностью и усердием.

    Окончила школу-студию при Бакинской Музыкальной Академии имени Узеира Гаджибейли, бакалавриат БМА в группах “SABAH” и завершает в этом году обучение в магистратуре. Является президентским стипендиатом и ее имя вписано в “Золотую книгу” юных талантов Азербайджана. Лауреат многих республиканских и международных конкурсов. В их числе: 1-е место в XVI Международном конкурсе “Надежды. Таланты. Мастера” в г.Добрич (Болгария); 2-е место в VII Международном конкурсе “Звезды Балтики” в г.Нарва (Эстония); 1-е место в VII Международном конкурсе “Musical fireworks in Baden-Wurttemberg” в г.Мюлакер (Германия); 1-е место “Absolute” в XV Международном конкурсе “Art-DUO” в г.Прага (Чехия).

    Неоднократно выступала соло и в сопровождении Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли и Бакинского камерного оркестра на различных концертах и фестивалях. В рамках X Международного Музыкального Фестиваля им. Узеира Гаджибейли выступила с соло концертом в Международном центре Мугама.

    Награждена званием “İlin gənci”, учрежденной Министерством Молодежи и Спорта Азербайджана.

    Об этой талантливой девушке сняты два фильма: короткометражный документальный фильм проекта “SABAH” Министерства Образования Азербайджана и телевидения Абу-Даби о женщинах-музыкантах мира.

     -    Вюсаля, отчего ты выбрала именно классическое музыкальное направление?

    -    Видимо, это - самый близкий мне по духу жанр. Конечно, в свободное время я слушаю различную музыку: поп, джаз, эстраду, рок и т.д., но все же, отдаю предпочтение именно классике. Мне нравятся времена, в которые эта музыка создавалась... Она для меня не только профессия, но и часть меня самой.

     -    Это чувствуется: будучи на твоем соло выступлении, я не могла не заметить, что ты, словно бы ведешь незримый диалог с композитором, как-бы пропускаешь произведение через себя, будто ты не на сцене, а витаешь в своих ощущениях, мыслях…

    -    Так и есть. По-моему, если музыкант не понимает чувств композитора, он не сможет донести до публики эмоциональную глубину произведения, к которому, в какой-то мере, надо относиться, как к собственному и не ограничиваться лишь изучением манеры автора, а идти вглубь. До того, как исполнить что-либо, я изучаю время, в которое создано произведение, биографию его автора, жизненные коллизии и чувства, которые он испытывал. Пытаюсь, пронеся через себя все эти эмоции, сделать произведение близким, родным и предложить слушателям собственную интерпретацию. Во время исполнения, стараюсь не думать ни о чем, в том числе и о публике, о том, кто и как на меня смотрит. Просто проживаю этот временной кусочек, проникнувшись духом музыки. В этом случае, от волнения не остается и следа, оно улетучивается. Музыкант должен уметь управлять своими эмоциями, ведь зрители приходят не для того, чтобы полюбоваться на его волнения или страхи, а чтобы отдохнуть, испытать душевное просветление. Поэтому, сначала мы сами должны получить удовольствие от сыгранного. Это мне всегда говорит и моя мама.

     -    Полагаю, что интерес к музыке возник у тебя с самого раннего детства также благодаря маме. Ведь она - музыкант, известный азербайджанский композитор и старший преподаватель Бакинской Музыкальной Академии Севда Мамедли и ты, скорее всего, была одной из первых слушательниц ее прекрасных мелодий.

    -   Конечно, когда с детства ты вхожа в мир чудесных звуков, невозможно ими не проникнуться. Музыка становится для тебя абсолютно естественным элементом жизни, воздухом, которым дышишь. Так что, нет ничего удивительного в том, что я решила посвятить свою жизнь музыке. Но мама, к слову, никогда не настаивала на этом. Она и в музыкальную школу меня отдала, чтобы я росла разносторонне развитым человеком, с широким кругозором и эстетическим восприятием. Я обучалась параллельно в двух школах – обычной и музыкальной, и в обоих училась на “отлично”. И, когда я приняла решение продолжить музыкальное образование, мама, напротив, попыталась меня отговорить, рассказав обо всех трудностях этой стези, где, кроме радостей творчества, есть и неудачи, когда в одно мгновение могут обратиться в ничто все труды. Зная эту, обратную, сторону профессии, мама хотела уберечь меня от возможных разочарований. Но я точно знала, чего хочу сама.

     -    И никогда не жалела о своем выборе? Мне, если честно, всегда было немного жаль детей, часами разучивающих гаммы, в то время, как их сверстники играют и резвятся.

    -    Помню, классе в шестом, заявила маме, что больше не пойду в музыкальную школу. К моему удивлению, она не стала меня отговаривать, сказав, что это – мой выбор. Лишь добавила, что я буду скучать. И оказалась права: поскучав недельку, я вернулась к занятиям.

         Что же касается игр… Я иногда позволяла себе поиграть со сверстниками во дворе, но и они со временем привыкли к тому, что я постоянно (и в будни, и в праздники, и на каникулах) занята подготовкой к каким-то концертам, конкурсам. Впрочем, я никогда не жалела об этом и не считала, что лишаю себя чего-то. Ведь я постоянно видела результаты своего труда.

     -    Музыке каких композиторов ты отдаешь предпочтение в выборе репертуара?

    -    Я всегда стараюсь выбирать наиболее близкие мне по духу произведения. Чтобы быть, насколько возможно, искренней – как во время репетиций, наедине с собой, так и во время исполнения, перед публикой.

         Самый любимый из композиторов – Фредерик Шопен. Люди, знакомые с моим творчеством, замечают, что в выборе музыкальных произведений я отдаю предпочтение именно Шопену. Для меня он стоит особняком от всех остальных композиторов.

         Еще, нравится музыка Бетховена, Листа, Прокофьева, Рахманинова, Скрябина и других композиторов, произведения которых находят отражение в моем репертуаре. Также, вполне естественно, что, будучи азербайджанкой, я люблю слушать и произведения азербайджанских композиторов, таких, как Кара Караев, Фикрет Амиров, Вагиф Мустафазаде, Ариф Меликов, Джовдет Гаджиев, Тофик Кулиев. Я с особым удовольствием исполняю их сочинения на международных конкурсах и фестивалях и очень радуюсь, что они нравятся публике и у меня даже просят ноты. Я горда и счастлива, что в пропаганде азербайджанской музыки есть и моя, хотя бы малая, доля участия.

    -    Кто из известных пианистов является для тебя примером? Чья манера исполнения тебе близка?

    -    Из наиболее любимых – Эмиль Григорьевич Гилельс, советский пианист, которого называли “титаном фортепиано”. Выдающийся Кристиан Цимерман (Польша), в юном возрасте ставший известным на весь мир. Из женщин-пианисток – живая легенда классического фортепианного искусства Марта Аргерих (Аргентина). На самом деле, надо отметить, что пианистов подобного уровня не так много, а уж среди женщин – тем более.

     -    Конечно, работа-то не из легких. Даже не столько тяжелая, сколько изнуряющая, согласна? К примеру, сколько часов ежедневно ты занимаешься?

    -    Это интересный вопрос. Непростой, я бы сказала. Да, работа не из легких, хотя так не кажется. Что видит публика? Результат, финал. Прекрасно отыгранное произведение, аплодисменты, признание… А за всем этим стоит труд, многочасовые, подчас до боли в руках, репетиции. Конечно, далеко не каждый выдержит такое напряжение. Надо очень любить то, что делаешь, чтобы и от будничных, повседневных трудов получать удовольствие и радость. К примеру, если я по какой-либо причине не занимаюсь день, то считаю его потерянным для себя. Так что, все можно преодолеть – было бы желание.

         Еще, хотела бы отметить одну свою особенность. Не знаю, чем это объяснить, но мой репертуар состоит, в большей степени, из так называемых “мужских” произведений, требующих от исполнителя немалых физических и энергетических затрат. А у меня, к тому же, еще и маленькие руки (смеется). Пианисты знают, что это осложняет задачу исполнения некоторых произведений. На этой почве даже случаются пререкания с педагогами, которые, жалея, поначалу пытаются меня отговорить: “Опять ты выбрала “мужское” произведение; тяжело будет исполнять!” Но, после того, как я осиливаю эту ступень, гордятся моими успехами, говоря, что я достигла этого благодаря своему характеру и внутренней силе. И это очень приятно.

    -    К слову, о твоих педагогах: наверняка среди них были те, которые наиболее сильно повлияли на твое профессиональное самоопределение?

    -    Прежде всего, я хотела бы назвать имя моей первой учительницы, Айши ханым Алиевой, Заслуженного педагога республики, в классе которой я обучалась с шести лет и до окончания школы-студии. Участие в первом для меня концерте, получение звания лауреата конкурсов - во всех ростках моего успеха, есть большой вклад и заслуга Айши ханым, за что я благодарна ей и другим нашим педагогам. Так же, как и директору школы-студии БМА, Заслуженному деятелю искусств, доктору искусствоведения, профессору Тарлану Сеидову, который всегда давал мне ценные советы по выбору репертуара. Вспоминаю, как в 2011 году, во время подготовки к моему первому зарубежному конкурсу в Болгарии, он посоветовал включить в мою программу 5-й этюд Шопена. И оказался прав: это произведение стало самым лучшим из всего, исполненного мной, и я возвратилась с победой, вселившей еще большую уверенность в свои возможности.

         К тому же, после этого конкурса, один из членов жюри, профессор из Германии Томислав Байнов, объявил на гала-концерте о присуждении мне специальной награды – приглашения на мастер-классы и концерты в Германии в следующем, 2012 году. Для меня, тогда 14-летней девочки, это был неожиданный и прекрасный шанс. Впоследствии, я многократно участвовала в мастер-классах и концертах, в том числе, организованных Баварской Музыкальной Академией в городах Хаммельбург и Мескирх (Германия).

          С большой благодарностью хочу назвать имя прекрасного педагога, проректора Академии, профессора, незабвенного Октая Гусейновича Абаскулиева, который был воспитанником М.Р.Бреннера, одного из основателей азербайджанской фортепианной школы, взрастившего великолепную плеяду пианистов. В свою очередь, многие из известных в нашей стране и за ее пределами музыкантов, были студентами Октая Гусейновича. Специфика обучения в нашей профессии предполагает индивидуальные занятия по схеме “учитель – ученик”, на которых создается особый контакт, воссоздающий истинно творческую атмосферу. Октай Гусейнович обладал редкостным даром выявлять в своих подопечных черты характера, которые, вкупе с отточенным мастерством, формируют истинного профессионала. К сожалению, когда я училась на 2 курсе, Октай Гусейнович скончался. Я испытала сильный стресс от этой потери, долго не могла смириться с ней…Но навсегда запомнила его советы, большую сердечность и заботливое отношение и считаю, что мне очень повезло встретить в жизни такого педагога, как он. Обучение под его началом вписано золотыми буквами в мою биографию, а наставления и рекомендации Октая Гусейновича помогают мне по сей день в профессиональной деятельности.

         Вообще, мне всегда везло с педагогами и, по счастливому стечению обстоятельств, в данный момент я обучаюсь в классе профессора Нармины ханым Гулиевой, проректора по учебным вопросам Бакинской Музыкальной Академии. Как истинный профессионал, Нармина ханым умеет грамотно направить и развить творческий потенциал, заложенный в студенте. За годы обучения, у нас сложились теплые взаимоотношения, результатом которых стали мои победы во многих международных конкурсах и концертах. Я всегда получала от Нармины ханым не только профессиональную, педагогическую, но и моральную поддержку, за что благодарна ей от души. Отмечу, что Нармина ханым в свое время также была студенткой Октая Гусейновича, так что школа, основанная Бреннером и продолженная Октаем Абаскулиевым, ныне живет и развивается, благодаря их ученикам.

         Также, я искренне благодарна педагогам Бакинской Музыкальной Академии - Кямале Неймановой, преподавателю по классу камерного ансамбля и покойной Лейле Абаскулиевой, преподавателю по классу концертмейстерского мастерства, которые сыграли большую роль в моем формировании, как профессионального пианиста.

     -    Ну, а как насчет зарубежных педагогов? Можешь поделиться впечатлениями от мастер-классов с ними? И, есть ли существенные различия в исполнительской манере, отношении к произведению или классическая школа везде одинакова?

    -    Начиная с 2011 года, мне посчастливилось брать уроки у многих известных зарубежных педагогов, профессоров, таких, как Оксана Яблонская (США), Ева Поблочка (Польша), Андреас Фрелих (Германия), Томислав Байнов (Германия), Пабло Гальдо (Испания), Тамара Поддубная (США), Александр Бондурянский (Россия), Агнежка Прземик-Брыля (Польша), Виктор Чучков (Болгария), Томас Гехт (Сингапур), Аксель Греммельспахер (Германия). Марина Хорак (Словения), Мариан Собула (Польша), Татьяна Гончарова (Эстония), Альдо Рагон (Италия) и др. Все они являются представителями классической школы.

         Но, несмотря на существующие незыблемые правила классической школы, отличия все же имеются, и немалые. Это объясняется индивидуальностью каждого исполнителя, собственной манерой исполнения и видения классического репертуара. Ведь не зря эта часть духовной культуры называется в азербайджанском языке “incəsənət”, что дословно означает “утонченное ремесло” и в высшей степени отражает внутренний мир человека.  

     -     Из своих зарубежных поездок ты наверняка привозила не только впечатления от участия в известных конкурсах и мастер-классах, но и какие-то интересные истории?

    -     Истории… (задумывается). Могу рассказать об одном курьезном случае, произошедшем со мной в Болгарии, куда я, 14-летняя, приехала для участия в конкурсе. Для репетиций нам было выделено специальное помещение, где в отдельных комнатах стояли старинные пианино. За день до конкурса я так увлеклась игрой, что совершенно забыла о времени и о том, что здание вечером запирают. По всей видимости, меня не слышали и поэтому, когда я, закончив заниматься, хотела уйти, обнаружила двери запертыми. Вариантов не было, и я решила спрыгнуть вниз с балкона, благо это был первый этаж.  В этот же день у меня был запланирован мастер-класс с профессором Мариной Хорак. Естественно, я опоздала на урок и пришлось объяснять, почему. “Молодец! Не растерялась – нашла выход! Значит, сильная!”  - похвалила меня профессор.

         На следующий день, перед своим выступлением, стараясь преодолеть волнение, я вспомнила это происшествие, слова профессора о моей силе, и слова моей мамы (она сопровождала меня в поездке), чтобы я не забывала, зачем мы приехали на этот конкурс… и так сильно вдохновилась, что сыграла на одном дыхании. В Баку мы возвратились с победой. После этого случая я поняла, что в жизни не бывает ничего случайного.

     -    Или, как говорил Демокрит: “Случайными кажутся события, причины которых мы не знаем”. Ну, а какие города, из увиденных, тебя впечатлили?

    -    Честно говоря, не очень-то и получается посмотреть места, в которые приезжаем для участия в конкурсах. Ведь основную часть времени мы проводим в подготовительных занятиях, репетируем. Чаще всего я бывала в Германии и, возможно, поэтому эта страна мне кажется ближе, я себя там чувствую спокойно. К тому же, я не согласна с общепринятым мнением, что немцы – холодны в отношениях. По крайней мере, я всегда чувствовала с их стороны благожелательность и добросердечие.

         В подтверждение своих слов, расскажу еще одну небольшую историю, произошедшую со мной в 2017 году на конкурсе в Германии, где я заняла 1-е место. На гала-концерте, вместе с дипломом и кубком, мне вручили также красивый букет, как приз зрительских симпатий, пояснив, что его презентовала одна немецкая семья, посещавшая все дни конкурса и выбравшая именно меня среди конкурсантов. Это был для меня сюрприз, неожиданный и очень приятный.

          В целом же, у меня всегда устанавливается очень теплый контакт с публикой, своеобразный энергетический обмен, как во время концерта, так и после него. Мама всегда повторяет: “Если сможешь передать публике свою любовь, то непременно получишь ответную”.

     -    Несомненно, мама права. Особенно, если любовь подкреплена трудолюбием, как в твоем случае. Ну, а чем ты любишь заниматься, если все-таки выпадает свободная минутка?

    -    Читаю. Это – мое любимое занятие, наравне с музицированием. Как бы ни была занята, стараюсь читать ежедневно, хотя бы понемногу. Предпочтение отдаю художественной, научно-популярной, философской литературе, а самые любимые авторы: великий русский писатель и философ Лев Толстой и австрийский писатель Стефан Цвейг. Считаю, что чтение - один из путей духовного обогащения человека, ведущий, в том числе, к формированию художественного вкуса. Но, ко всему прочему, это – очень интересно и приятно (улыбается).

     -    Вюсаля, о чем ты мечтаешь, каких вершин творчества хочешь достигнуть?

    -    Я считаю, что мне очень повезло: я выросла в музыкальной среде, где меня всячески поддерживали родные, семья; повезло с замечательными педагогами, одарившими меня не только знаниями и мастерством, но и верой в свои силы. Конечно, творческому человеку больше, чем другим, нужна удача. Но без упорства и труда, терпения и самоотдачи не обойтись ни в одной профессии. Будь то музыкант, писатель, художник… Надо трудиться, если ты хочешь чего-то добиться, стать лучшим в выбранном деле. Так что, многое теперь зависит от меня самой.

         А мечтается мне о многом и, как правило, одна мечта порождает другую. Само собой, мечтаю концертировать по всему миру, исполнять любимые музыкальные произведения, сотрудничать с лучшими музыкантами… Но самая главная мечта – наиболее полно реализоваться в творчестве и войти в историю музыкального искусства, как одна из лучших женщин-пианисток Азербайджана. Достойно представлять нашу Родину на всех концертных сценах мира. Очень хочу, чтобы моя страна гордилась мною.

     -    Уверена, ты на пути к этому и, вне всяких сомнений, достигнешь всего, что наметила, в творчестве и в жизни. Желаю тебе идти к своим целям и никогда не сдаваться!         

      

                                                                                        Нигяр Гусейнова